NVIDIA готовит крупное обновление DLSS — переход на трансформерную модель, которая обещает улучшить качество изображения и снизить нагрузку на видеопамять. Эта новость особенно порадует геймеров с видеокартами, оснащёнными 8 ГБ VRAM и менее — то есть хорошую часть аудитории, использующей доступные или устаревающие видеокарты.
Что такое DLSS и почему это важно?
DLSS (Deep Learning Super Sampling) — технология масштабирования изображения с помощью искусственного интеллекта, разработанная NVIDIA. Она позволяет отображать игры в более высоком разрешении с меньшей нагрузкой на графический процессор — например, играть в 4K, имея возможности быстрее отрисовывать лишь часть пикселей, а остальное «дорисовывать» нейросетью. Это помогает увеличить частоту кадров и сохранить хорошее качество картинки без заметного ухудшения.
До сих пор NVIDIA применяла для DLSS так называемые сверточные нейронные сети (CNN, Convolutional Neural Networks). Это тип ИИ-моделей, хорошо подходящий для обработки изображений, основанный на фильтрации и распознавании паттернов. Однако в новом обновлении вместо CNN компания переходит к трансформерам — более продвинутому и эффективному архитектурному подходу глубинного обучения.
Чем трансформеры лучше CNN для DLSS?
Трансформеры (Transformer Models) — это модели, которые работают на принципе оценки значимости каждого пикселя во всём кадре, а не обрабатывают их локально, как CNN. Впрочем, трансформеры учитывают контекст всей сцены, что помогает получить более точное и качественное восстановление деталей изображения. В итоге:
- Улучшается чёткость и детализация картинки.
- Качество трассировки лучей (ray tracing) заметно повышается за счёт более точного «воссоздания» отражений и теней.
- Увеличиваются параметры модели в 2 раза и увеличится вычислительная нагрузка примерно в 4 раза, что обещает заметные улучшения при апскейлинге.
Важное — снижение использования видеопамяти
В официальном SDK NVIDIA версии 310.3.1.0 обновлённая DLSS-модель уже не в бете и демонстрирует снижение потребления VRAM примерно на 20% по сравнению с прежним вариантом. Важно, что это улучшение стабильно проявляется на всех разрешениях — от Full HD до 4K.
Для геймеров с 8 ГБ видеопамяти и менее — например, владельцев популярных карт вроде GeForce RTX 3060, RTX 2060 или даже GTX 16-серии, это предложение очень актуально. Как показывает практика, нехватка видеопамяти часто становится узким местом в современных играх при высоких настройках, особенно при использовании трассировки лучей. Снижение требований к VRAM позволит запускать DLSS с меньшими ограничениями, улучшая производительность и сохраняя качество картинки.
Кому особенно понравится новая технология?
- Владельцам среднебюджетных и старых видеокарт с 8 ГБ VRAM и даже меньше — меньшее потребление памяти позволит играть на высоких настройках с поддержкой DLSS, не «притормаживая» из-за недостатка VRAM.
- Тем, кто хочет получить лучшее качество графики без существенного апгрейда железа.
- Всем, кто ждал улучшений в технологии масштабирования, которая появится в новых играх и при обновлении драйверов NVIDIA.
Сравнение с предыдущей версией и конкурентами
Текущая версия DLSS уже стала эталоном для технологий апскейлинга, но она не лишена недостатков — в первую очередь, высоких требований к видеопамяти и некоторой потери деталей при обработке сложных сцен. Переход на трансформерный подход — серьезный шаг вперёд, который может подтолкнуть и конкурентов по рыночной доле (AMD с их FSR и Intel с XeSS) к развитию своих технологий.
Например, AMD FSR 3 только набирает обороты и пока уступает по качеству изображению DLSS, особенно в сложных сценах с трассировкой лучей. Intel XeSS также использует ИИ-ускорение, но еще не достиг максимальной зрелости. В этой гонке трансформерная DLSS сможет стать тем стандартом, к которому будут стремиться остальные.
А когда ждать обновления для пользователей?
Поскольку DLSS Transformer Model уже вышла из беты и встроена в SDK 310.3.1.0, в ближайшие месяцы разработчики игр и NVIDIA должны анонсировать поддержку технологии. Возможно, первые игры с поддержкой обновленной DLSS появятся уже к концу 2024 года — совпадая с релизами крупных игровых проектов и драйверных обновлений.
Сколько стоит?
Обновление DLSS — это прежде всего программное улучшение, которое попадёт в состав драйверов NVIDIA и в SDK для разработчиков. Это значит, что пользователям не нужно докупать новую видеокарту — технология станет доступна посредством обычных обновлений GPU-драйверов.
Однако владельцам видеокарт с ограниченной видеопамятью и не самой топовой производительностью (например, RTX 3050 с 8 ГБ видеопамяти, часто встречающейся в России в ценовом диапазоне около 20–25 тыс. рублей) оптимизация VRAM будет важным подспорьем.
Российский взгляд на перспективы
Российские геймеры часто сталкиваются с ограниченным выбором бюджетных и среднеценовых видеокарт, а цены на топовые модели достигают сразу 70–100 тыс. рублей и выше. В таких условиях оптимизация видеопамяти и улучшение DLSS становится настоящим подарком для тех, кто не планирует тратить десятки тысяч рублей на новую видеокарту, а хочет максимально повысить качество и производительность уже имеющегося железа.
Также стоит учесть, что сбои с поставками и курс рубля могут влиять на доступность видеокарт в России, поэтому любые программные улучшения, которые не требуют дополнительных трат, — всегда актуальны.
Итог
Переход NVIDIA на трансформерный DLSS открывает эру более эффективного и качественного масштабирования в играх. Главные плюсы — снижение использования видеопамяти минимум на 20%, улучшенное качество изображения и лучшая трассировка лучей благодаря новой AI-модели.
Это станет настоящим спасением для геймеров с видеокартами на 8 ГБ памяти и ниже, в том числе популярных моделей доступного сегмента, которые широко распространены на российском рынке.
В ближайшие месяцы ждём первых игр с обновлённым DLSS, а пока стоит следить за выпуском новых драйверов NVIDIA и новостями от крупных разработчиков.
Источник изображения: NVIDIA
Пониженное использование видеопамяти — ключевое преимущество новой модели DLSS