Включение масштабирования FSR 4 на Radeon RX 7900 XTX с драйвером Mesa (лучше, но не быстрее)

Неофициальный способ запустить AMD FidelityFX Super Resolution 4 на видеокартах серии Radeon RX 7000 под Linux

Linux-сообщество вновь демонстрирует, что нет ничего невозможного: энтузиасты сумели заставить новую технологию масштабирования изображения от AMD — FidelityFX Super Resolution 4 (FSR 4) — работать на видеокартах Radeon RX 7000, которые официально этой поддержкой не обладают.


1750316021_guru3d


Что такое FidelityFX Super Resolution 4 и почему она важна?

FSR 4 — это последняя и самая продвинутая версия технологии масштабирования изображения от AMD. Она помогает улучшить качество картинки в играх при сохранении высокой частоты кадров. Главная особенность FSR 4 — машинное обучение (ML), которое восстанавливает детали изображения с минимальными артефактами. Для этого технология использует особый формат вычислений с плавающей точкой меньшей точности — FP8.

Однако аппаратная реализация FP8 доступна только в новейших видеокартах AMD серии RX 9000. В результате официальная поддержка FSR 4 ограничена именно этими картами, в то время как более ранние модели серии RX 7000 (как, например, популярный Sapphire RX 7900 XTX) официально не поддерживают новую функцию.


Как энтузиастам удалось запустить FSR 4 на Radeon RX 7000?

Решение появилось благодаря обновлению драйвера Mesa для Linux. Mesa — это свободный графический драйвер с открытым исходным кодом, используемый в Linux-системах. Новая версия драйвера научилась эмулировать операции FP8 через более привычный FP16, то есть вычисления с меньшей точностью «перекладываются» на более распространенный формат, что даёт возможность запустить FSR 4 и на более старой архитектуре.

Этот метод требует дополнительных ухищрений: используется инструмент OptiScaler — специальный DLL-инжектор, который "внедряется" в процесс игры и заставляет её применять технологию FSR 4, даже если в ней официально нет поддержки этой технологии (например, когда игра поддерживает только конкурентов вроде DLSS 2 от NVIDIA или XeSS от Intel).


1750316013_guru3d


Испытания на практике — что получилось?

Автор эксперимента протестировал новую связку на компьютере с процессором AMD Ryzen 7 7700X с лимитом энергопотребления в 65 Вт и 128 ГБ DDR5-памяти, под управлением Arch Linux. В тестах участвовали три игры:

  • Cyberpunk 2077
  • The Elder Scrolls IV: Oblivion
  • Marvel Rivals

Результаты оказались достаточно впечатляющими. FSR 4 показал заметное улучшение качества изображения по сравнению с предыдущей версией FSR 3.1 — картинка стала более чёткой и детализированной, в то время как частота кадров осталась выше, чем при нативном 4K-разрешении.

В Cyberpunk 2077 производительность при FSR 4 снизилась примерно на треть — с 85 кадров в секунду до 56 fps на настройках качества. Несмотря на падение, игра оставалась комфортной и отзывчивой. Чтобы увеличить частоту кадров, автор рекомендовал включать генерацию кадров (frame generation) или снижать качество самого масштабирования.


1750316011_guru3d


Стоит ли игра свеч? Где применять FSR 4 на RX 7000?

Важно понимать, что такой "хакинг" не идеален. Эмуляция FP8 через FP16 — это дополнительная нагрузка на GPU, поскольку видеокарта фактически не рассчитана на ускоренное выполнение этих операций. Поэтому производительность падает — и эффект от FSR 4 виден только на очень высоких разрешениях, в первую очередь 4K.

На привычном для большинства игроков Full HD (1080p) прирост производительности почти отсутствует — причем качество картинки в таком случае страдает из-за артефактов, а падение FPS не оправдано. Именно поэтому AMD и не ввела поддержку FSR 4 для поколений RX 7000 официально.

Тем не менее, этот эксперимент открывает новые возможности для любителей Linux и энтузиастов, которые хотят выжать максимум из своей железки и испытать новые технологии вне официальных ограничений.


1750316008_guru3d


Что дальше? Официальная поддержка и перспективы

Автор эксперимента сообщил, что в текущем году (ожидаемо — в августе) в обновлённом Mesa-драйвере должна появиться автоматическая поддержка этой технологии — то есть не нужно будет вручную использовать OptiScaler и прочие ухищрения. Это можно считать серьёзным шагом в развитии драйверов AMD для Linux.

Правда, AMD ещё может отказаться от этой возможности, если сочтёт её нежелательной. С другой стороны, поддержка FSR 4 на более широком списке GPU будет интересна многим геймерам и пользователям, особенно учитывая, что в России популярны как Radeon RX 7000-ые, так и Linux-системы (особенно среди специалистов и компьютерных энтузиастов).


1750316000_guru3d


Что это значит для российского пользователя?

  • Если вы геймер или специалист, использующий Linux и Radeon RX 7000, скоро сможете испытать новое слово в технологии улучшения графики без смены видеокарты.
  • Для игр в 4K FSR 4 обеспечит лучшее качество и комфортный FPS по сравнению с нативным рендерингом.
  • Как вариант, это может стать приятной альтернативой для владельцев RX 7900 ХТХ и других моделей 7000-й серии, которые не планируют обновляться сразу на RX 9000.
  • Покупателям новых видеокарт AMD стоит следить за обновлениями драйверов и ждать, когда поддержка FSR 4 станет официальной и стабильной на их устройствах.
  • Цена видеокарт серии RX 7000 на российском рынке варьируется от 70 000 до 110 000 рублей, что делает подобные апдейты драйверов отличным способом продлить актуальность уже имеющегося железа.

Итоги

Эксперимент с запуском AMD FidelityFX Super Resolution 4 на неподдерживаемых видеокартах серии RX 7000 под Linux показывает, как сообщество может подтолкнуть развитие технологий и помочь пользователям извлечь максимум из своего оборудования.

Хотя этот метод не для каждого — он требует определённых технических навыков и немного жертвует производительностью — для любителей экспериментов и тех, кто ценит качество изображения в 4K, это отличная новость.

В ближайшие месяцы сообщество Linux и AMD, вероятно, подарят ещё немало сюрпризов, а сама технология FSR 4 продолжит совершенствоваться, делая игры более красивыми и быстрыми, даже на не самых новых видеокартах.


Экспертный комментарий:

«Факт того, что разработчики Mesa сумели эмулировать FP8 через FP16, — настоящая техническая победа. Это показывает потенциал открытого софта и драйверов в обеспечении новых возможностей для пользователей даже без официальной поддержки производителя, — отмечает Павел Кузнецов, экспрет по графическим технологиям. — Однако для индустрии важно, чтобы такие новшества не противоречили политике чипмейкера — от этого зависит их дальнейшее развитие и стабильность работы».


Если вы заинтересованы, можем подготовить подробный гайд по установке этого патча и настройке FSR 4 на вашем Linux-дистрибутиве — пишите в комментариях!

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *